Итак, про худшие здания я уже писал, теперь настала очередь лучших. Некоторые из тех, что многие называют лучшими, я поместил в список худших, но тем интереснее посмотреть, что же тогда осталось. Временами слышу такое мнение, что в Минске сплошь уродливые серые панельные коробки да отвратный агроренессанс. Мол, ничего хорошего нет. Да и я сам иногда впадаю в такую депрессию, хотя такие чувства у меня больше от любви к тому месту, где я живу, и желания, чтобы оно было лучше.

Однако в список лучших вошло аж двенадцать позиций, хотя я всеми силами старался ограничиться десятью. Из них восемь – новых объектов, а четыре – реконструкции. Всё же реконструкция привносит в старое здание новую жизнь, и легко может всё испортить, так что эти объекты в списке лучших зданий Минска современного периода истории по праву.

Номинация «Игра в футуризм»

Отель «Renaissance»
Минскгражданпроект, автор — Александр Ивашко

Строительство отеля было завершено в апреле, а открылся он для гостей в мае 2014 года. Первой мыслью, когда я увидел фотографии экстерьеров, было что-то вроде «Ух ты! Неужели в Минске построили такое? Невероятно!»

Яркий, выразительный, запоминающийся образ. Ясные, чистые линии, складывающиеся в запоминающийся образ. Простой белый цвет в сочетании с синим стеклом – просто отдушина на фоне бесконечных коричнево-бежево-жёлтых фасадов. И, надо сказать, что в реальности он выглядит ещё лучше, чем на фото.

Впечатление портят только две вещи. Во-первых, шрифт надписи и логотипа не вяжется с архитектурой. Хочется чего-то такого же футуристичного. Во-вторых, хотя бы в лобби хотелось продолжения космической темы. Но нет, там всё довольно стандартно. Не подумайте, интерьеры очень добротные, просто такое чувство, что над ними работала абсолютно другая команда людей. Заходил как-то в поисках банкомата, осмотрелся, поболтал со швейцаром-негром в ливрее, изъяснявшимся на ломанном русском. Почему-то кажется, что, разрабатывай интерьеры общественных зон Александр Ивашко, он бы продолжил тему фасадов, это было бы логичнее и цельнее. Однако, в стоимость проектирования разработка интерьеров никогда не входит, а заказчик как правило эту часть доверяет сторонним дизайнерам.

Тем не менее, прекрасный проект. Пожалуй, самый мой любимый проект объектов нового строительства Минска. Хотя бы потому, что он был реализован первым из прочих нравящихся мне.

Номинация «Кирпичик к кирпичику»

Kiroff Center
Белзарубежстрой, 2015

В своё время против строительства этого объекта выступал главный архитектор «Минскпроекта» Михаил Гаухфельд. Человек уважаемый, но в этот раз, на мой взгляд, он ошибся.

Белзарубежстрой прекрасно справился с задачей вписать новое здание в существующую эклектичную застройку 19-20 веков. Простые формы, лаконичность цвета и материала. Терракотовая керамическая плитка, зеркально-синие витражи, более тёмный вдавленный вглубь пояс первого этажа. Ничего лишнего. Ещё одно здание, которое лучше смотреть в реальности, чем на фото.

Достойный пример того, как может выглядеть современная архитектура в Минске. Да и практически в любом другом европейском городе, как и «Ренессанс». Киров-центр мог бы стать моим любимчиком, появись он раньше. Но какая разница, пусть делят на пару первое место.

Номинация «Слои стекла»

Головной офис «Белгазпромбанка», 2015
Мастерская архитектора Михаила Виноградова

Интересное здание, введённое в эксплуатацию осенью 2015 года. Интересный образ, стильная ночная подсветка. Поскольку вокруг нет какого бы то ни было цельного и ценного окружения, архитектор не был связан никакими рамками и создал здание-акцент, притягивающий к себе внимание. Опять-таки, ясные, чёткие и лаконичные формы, сдержанная цветовая гамма.

А вот здесь интерьеры выполнены в едином духе с экстерьером, продолжая идеи ломаных линий, но уже в тёплых цветах и материалах. Жаль, что не удалось воплотить в жизнь идею с зелёными террасами.

Номинация «Белая коробка»

Головной офис «Белагропромбанка», 2016
Varabyeu Partners

Ещё один банк, но на этот раз уже реконструкция. Здание строилось для Центрального агентства воздушных сообщений, но так и не было введено в эксплуатацию. В 2010 году его продали Белагропромбанку, после чего началась разработка проекта реконструкции.

Считается, и в подавляющем большинстве случае это действительно так, что реконструкция обходится всегда дешевле сноса и нового строительства. У нас чаще идут по пути сноса, но вызвано это скорее аппетитами застройщика, который хочет разместить на старом пятне в разы больше площадей, и потакательству местных властей. Но не в этом случае.

Фасады одеты в белые перфорированные панели, произвольно разрезанные вертикальными полосами. С одной стороны, это скрывает дробление стен оконными проёмами и делает фасады более цельными, с другой – перфорация выступает как рассеиватель яркого солнечного света. Также нельзя не упомянуть эффектную ночную подсветку.

Номинация «Недооценённый»

БЦ Silver Tower
Автор – неизвестен

Здание, как мне кажется, в какой-то степени недооценённое и позабытое. Оно находится по адресу, который вам, скорее всего, ничего не скажет — 1й загородный переулок. Между тем, это недалеко от центра города, метро Молодёжная. Двигаясь от Короны по Кальварийской и переехав по мосту железнодорожные пути в сторону из центра, посмотрите по диагонали налево и увидите эту башню. Здание стоит как будто на отшибе, но, когда введут в эксплуатацию часть первого транспортного кольца, пролегающую радом, должно оказаться в гуще событий. Год постройки точно неизвестен, однако, судя по рекламной статье конца 2009 года, тогда здание и сдали в эксплуатацию.

Один из углов имеет поэтажную сдвижку в плане, две прилегающие стены имеют витражное остекление и также изгибаются, формируя на фасаде две волны. В результате получается очень интересный красивый эффект. С точки зрения конструкций, это обычный монолитный каркас из колонн и плит перекрытий с консольными вылетами, но архитектурно решено здорово. Да, с двух других сторон самые обычные стены с окнами, но и выходят те стены на заводские просторы. Словом, эффект достигнут, а больше ничего и не надо. Здание, которое смотрелось бы куда уместнее многих из стеклянных бизнес-центров в более оживлённых местах.

Номинация «Красный почти кристалл»

Здание Белорусской калийной компании и Банка развития
Varabyeu Partners

Симпатичное здание, вновь от компании Воробьёва. Стоит отметить удачное расположение – практически в центре, у транспортной магистрали, но немного в глубине и в тишине. Архитектура, как и у всех вышеупомянутых объектов, внешне проста и лаконична. Эта простота обманчива, но смотрится куда приятнее странных попыток сымитировать старину и роскошь где надо и не надо.

Главным огорчением для меня стало то, что в ходе не то проектирования, не то уже строительства было решено упростить форму кристалла, главного смыслообразующего элемента, в результате чего сходство с кристаллом для меня сильно поубавилось. Ещё хотелось бы сделать более заметными эти выступающие противопожарные рассечки между этажами. Сейчас издалека они совсем теряются, а если бы форму их выступов повторяло остекление, игра света и тени сделала бы фасады не такими плоскими.

Однако, в целом архитектура очень высокого уровня.

Номинация «Птица, которую не видно»

МФК «Сокол»
Varabyeu Partners

И снова здравствуйте, мастерская Воробьёва. Самая плодовитая компания из топа лучших. Сегодня, кстати, они занимаются проектом на пятне 2й ГКБ и ВДНХ, и это должно стать настоящим испытанием на прочность для них.

Как утверждается, здание построено в образе парящего сокола. Ну, поскольку он парит, то и виден только сверху. Мне кажется, этот образ был продиктован пожеланием заказчика. С уровня улицы он никак не читается, что на самом деле и неплохо.

Здание привольно раскинулось на открытых полях между проспектом Победителей и Свислочью. Подходя с разных сторон, наблюдатель видит совершенно разные образы. Стороны, выходящие на проспект, на рендерах смотрелись интереснее, в ходе реализации были заменены материалы, но вышло тоже хорошо.

В целом получился большой, сложный объект, удачно сочетающий в себе множество функций и при этом хорошо выглядящий. Горячий привет Дане Моллу.

Номинация «Сочная панель»

Жилой район «Новая Боровая»
Архстудия Level 80 architects

На самом деле, этот жилой район ещё далеко не закончен. Правильнее было бы написать «Первая очередь жилого района», поскольку впереди ещё три очереди, а скоро начнётся и возведение огромного паркинга, проектирование которого я сейчас завершаю. Но мы знаем, что следующие очереди будут выполнены в том же стиле, так что ничего страшного.

Этот район – отличный пример того, чего можно достичь, используя абсолютно типовые панельные серии и толику здорового дизайнерского взгляда. Кстати, первенцом был квартал «Зелёный бор» в Боровлянах, далее последовали «Зелёные горки» в Сенице, а здесь мы видим логическое развитие концепции.

В Новой Боровой, помимо активного, оригинального цветового решения фасадов с заменой стандартных панельных лоджий на витражи, застройщик вложил средства и в прилегающие территории, стараясь привести их к некоему общеевропейскому стандарту.

Конечно, можно сетовать на стоимость квадратного метра для панельных зданий, но это уже чистый маркетинг. Всё же за эти деньги вы получаете качественно собранные дома с красивыми подъездами и прекрасным двором, а стоит квадрат всё равно чуть меньше каркасников.

А больше всех я не завидую жителям соседних панельных домов. Они живут практически в такой же серии, только с чуть более дешёвым квадратом, абсолютно типовым унылым двором, где нет ничего, и с уже выцветшими унылыми бело-серо-розовыми фасадами.

С новыми объектами закончили, теперь – реконструкция.

Концертный зал Верхний город

Первоначально это была униатская церковь Святого Духа. Каменное здание церкви вместо стоявшего рядом деревянного было построено в 30-40е гг. 16 века. Чуть позже появляется монастырский комплекс, частично сохранившийся до наших дней. Несколько раз церковь перестраивалась, апофеозом изменений стала переделка в псевдорусском стиле под православный собор. В 1937 году здание было уничтожено.

С 1980х годов велись работы по восстановлению исторического центра города, в составе которых планировали восстановить и эту церковь. Работы шли ни шатко, ни валко. В частности, против восстановления церкви Святого Духа даже в виде малого концертного зала выступало руководство БПЦ. Видя, вероятно, угрозу в появлении наглядной иллюстрации истории и верований беларусов.

К счастью, дело сдвинулось с мёртвой точки, и в 2011 году в восстановленном на сохранившихся фундаментах здании открыли зал детской филармонии.

Что ж, реконструкция выполнена блестяще. Я соглашусь, что есть некоторые детали, к которым историки-реставраторы имеют все основания придираться, но, за исключением, этого результат просто отличный. Исходной информации было немного, и решили опираться на обмерные чертежи от 21 сентября 1843 года, выполненные перед перестройкой в православный собор в псевдорусском стиле. Хорошо, кстати, что не решили восстанавливать его. БПЦ была бы довольна, но выглядел он просто нелепо:

Кроме самого здания, восстановили галерею, связывавшую церковь с монастырскими корпусами. С противоположной стороны добавили новый объём – вестибюль, который удалось удачно вписать, не сделать его просто прилепышем и при этом не стилизовать под старину.

Гостиный двор

В комплексе тех же работ по восстановлению исторического центра, где-то между 2004 и 2008 завершилась реставрация этого здания. Удивительно, но его ни надстроили несколькими этажами, ни пристроили дополнительные объёмы из газосиликата, а вернули дореволюционный облик начала 20 века. Из-за качественного проекта реконструкции, а ещё и потому, что здание стоит на самом виду у всех, и мало кто подозревает о его истории, и добавил его в список.

Само здание построено в 18 веке. Вскоре его реконструировали, придав облик в стиле классицизма. В гостином дворе можно было остановиться на ночлег, купить товары – от фруктов и чая до галантереи — во множестве лавок и магазинчиков. Позднее, уже в 20 веке, следующая реконструкция привнесла черты модерна.

В 1946 году случился пожар на новогодней ёлке, в котором погибли более 100 человек. Вероятно, после этого в ходе ремонта со здания исчезли модерновые башенки и другие элементы, и в таком виде гостиный двор стоял до начала работ по его реконструкции.

И сегодня здание используется по первоначальному назначению. Имеются множество магазинчиков, баров, административных помещений. Разве что нельзя остановиться на ночь. А внешне оно выглядит безупречно.

Усадьба в Лошицком парке

В апреле 2015 года завершилась реставрация годами стоявшей в запустении усадьбы. Сама усадьба появилась в середине 16 века, за три столетия претерпела множество изменений, а восстанавливали здание, основываясь на документах конца 19 века.

Это как раз тот случай, когда хочется аплодировать авторам проекта. Если бы ещё фасады покрасили в белый цвет, а в интерьерах спрятали бы кое-где торчащие пожарные извещатели, — было бы просто идеально.

Вы посмотрите, кое-где даже оставляли видимыми нижележащие слои росписи. Да это же просто чудо какое-то! У меня нет слов.

Театр им. Я.Купалы

Наше всё беларусской культуры, лучший из лучших театров Беларуси и прочая, и прочая. Театральные труппы как таковые в Беларуси появляются ещё в 16 веке при католических коллегиумах и православных академиях, а профессиональный театр возникает в 18 веке у Радзивиллов. Так что история и традиции театра у нас глубокие.

 

А здание, которое сейчас называют Купаловским театром, было построено в 1890 году по проекту архитектора Кароля Козловского, куда переехала созданная в конце 18 века труппа Минского профессионального коммерческого театра. Здание вышло изящным и прекрасным, сочетая в себе элементы ренессанса, барокко и классицизма. Задняя часть была погружена в зелень Александровского сквера, а главный фасад был размещён по диагонали относительно перекрёстка, разворачиваясь по всём своём великолепии.

История театра богата событиями, но подробно останавливаться мы не будем. Отмечу лишь то, что здание подверглось с позволения сказать реконструкции 1956-1958 годов по проекту архитектора Духана, обкорнавшей все излишества.

В 2010 году начались поиски проекта реконструкции. Театр остро нуждался в дополнительных помещениях, сцена и другие помещения требовали ремонта. Было предложено несколько вариантов. Один из них принадлежал декану архитектурного факультета БНТУ Армену Сергеевичу Сардарову и его студентам. Слава богам, что его не построили. Это был бы как раз случай неудачного совмещения главной исторической части здания и новой пристройки. Более того, во всех трёх вариантах пристройка выглядела чудовищной опухолью. Автор хотел этим «открыть театр на главную магистраль города» и «соединить художественные культурные традиции Минска с новыми театральными идеями». Правда, непонятно, что открывать, если между проспектом и театром находится парк с большими деревьями, этот театр закрывающими, а соединение на всех эскизах выглядело скорее как подавление.

В итоге было решено восстановить первоначальный облик театра, а пристройку выполнить в том же стиле. Вышло удачно. А вместе с реконструкцией театра закрыли и тот самый общественный туалет, который архитектор сделал похожим на дом заказчика, который никак не хотел платить деньги. Вместо туалета в том домике теперь театральные кассы.

Вот такой получился топ лучших.

При написании статьи были использованы фотографии из результатов поиска в интернете, сайтов tut.byonliner.by, pan-demetrius.livejournal.com, minsk-old-new.com.