Ещё до нового года появилась у меня мысль составить свой топ лучших и худших зданий Минска, появившихся за период после развала СССР. Но закрутился в делах, а всякая хорошая мысль, витающая в воздухе, находит своё воплощение. Так что не успел я – сделал это Darriuss на онлайнере. Прочитал с интересом, но список у нас получается разный. Не во всём, но отличия есть, ведь почва довольно богатая, и новых зданий у нас появилось немало, причём как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Так получилось, что основным критерием попадания в номинации худших оказалась контекстность. Любая архитектура контекстна, по-другому никак. Некоторые здания из этого списка сами по себе хороши, но из-за своего расположения вызывают отторжение. Другие здания, являвшиеся кандидатами на номинацию, но так и не включённые в список, хоть и очень спорные по виду, однако расположены в нейтральном окружении или не на виду у всех, потому не вызывают ярко выраженной неприязни.

Что ещё заметил, готовя списки, — у нас почему-то непринято афишировать авторов проекта. Зря, страна должна знать своих героев. Потому обращаюсь к авторам новостей в СМИ – ищите, кто автор, публикуйте фамилии. Почему-то заказчика пишут, цифры площадей указывают, автора статьи подписывают, а про автора проекта забывают. А ведь архитектура – авторская профессия.

И последнее. Эти топы лучших и худших – исключительно мой личный взгляд, не претендующий на объективность. То, что не нравится мне, вполне может вызывать восхищение у вас, и наоборот. Это нормально.

Итак, начнём с десятки худших зданий Минска.

Гран-при «Сосуд карбункула-2016»

ТРЦ Dana Moll

Заказчик — Dana Holdings
Авторы: Барановский (ГАП), Мороз Илья

Концепция застройки Маяка Минска несколько раз менялась. Поначалу анонсировали шикарный комплекс, аналогов которому нет даже в Дубае, за 2,5 миллиарда долларов от никому не известной Zomex Investment. После того, как эта компания испарилась, пришла чуть более известная, но с немногим лучшей репутацией, Dana Holdings. Проект упростили, громкие эпитеты оставили. Вместо заявленных роскошных домов понатыкали практически типовых каркасников, которые отличаются друг от друга разве что сочными названиями: «Вивальди», «Чайковский», «Рахманинов» и так далее. Я бы вообще запретил давать названия зданиям без каких-либо оснований. Показанные на рендерах фонтаны и бульвары тоже пропали. Школу – и кстати довольно симпатичную – сделали, детские сады я не заметил, возможно, что только пока. А вот торговый центр Dana Moll добрался до реализации во всей красе, чем и удостоился Гран-при.

Знаете, всякий раз, видя новый вырвиглазный проект, думаешь, что хуже быть уже не может. Ровно до того момента, когда чьё-то воспалённое воображение не рождает новый образ. Мы привыкли к Национальной библиотеке (авторы В. В. Крамаренко, М. К. Виноградов). Тяжело, но понемногу привыкаем к «дому Чижа» (автор О. Ладкин). В принципе привыкли к ТРЦ Arena City (автор неизвестен). И даже к ТРЦ «Корона-Замку» (автор неизвестен), хотя некоторым он даже нравится. И вот – чтобы не расслабляться – новенькое. ТРЦ Dana Moll.

Здание поражает всем. Ярко-красными, как губная помада девушки по вызову за двадцатку, фасадами. Переливчатыми, как пиджаки первых дельцов начала девяностых, ещё вчера занимавшихся отжимом точек на жданах, волнами у входов. И топорщатся они, кстати, так, будто под ними спрятан заряженный Макаров. Надо отдать должное неизвестным авторам проекта – им удалось объединить необъединяемое и сделать на этих волнах градиент между контрастной комплиментарной парой, красным и зелёным. Снимаю шляпу. А каково сочетание протяжённого плоского фасада и вытянутой вверх административной части! Со стороны, выходящей ко входам в молл, высотный корпус напоминает стену районной поликлиники, а его фасад, выходящий на библиотеку, напротив, забран в стекло и выполнен в виде волны, обтекающей два рядом стоящих цилиндра. Поразительный эффект — с какой стороны ни посмотри, здание не гармонирует ни с чем вокруг. Но даже находись оно в абсолютно белой пустыне, лучше бы выглядеть это чудо не стало. Проходя мимо него днём, хочется пройти мимо поскорее. Думаете, ночью оно видно лучше, потому что его не разглядеть в темноте? Как бы не так! Административная часть расчерчена разноцветными горизонтальными светодиодными полосками. Выкусите. Нечто подобное иной раз проскакивает в курсовых проектах студентов архитектурного факультета, делающих первые пробы с формами и цветом. Ставят за такие работы 4-5 баллов из 10. Бедные, бедные жильцы домов микрорайона Восток-1, чьи окна выходят на проспект. Я бы порекомендовал им повесить плотные шторы на окна и никогда их не отдёргивать.

Парадный въезд в город. Справа – простые, но пропорционально гармоничные и от того красивые жилые дома с потрясающими мозаичными панно на торцах, выходящих на проспект. Отличный образец советской архитектуры 1970х. Слева – однообразные жилые столбики и красное нечто. Ужасающий образец архитектуры пустых обещаний 2010х.

Что любопытно, если концепция квартала Маяка Минска претерпевала различные изменения, то здание ТРЦ было реализовано в практически первоначальном виде. Вашему вниманию промо-ролик 2012 года и рендеры 2014 года. И это согласовали различные многоуважаемые архитектурные и градостроительные комиссии. Изумительно.

У этого недоразумения может быть только одна судьба – взорвать.

Номинация «Геометризм ради геометризма»

Национальная библиотека

Авторы В. В. Крамаренко, М. К. Виноградов

Стройка века, на которую сбрасывались даже школьники. Старожил всевозможных топов как минимум необычных, а как правило – уродливых зданий. Несколько раз здание засветилось в мировых таких топах, попадало на рисунки скайлайна Минска, эскизы логотипов города, открытки, марки и прочее. Однозначно стало едва ли не самым узнаваемым символом города. Не застройка проспекта 50х годов, например, и не Оперный театр или Верхний город, а вот это торжество примитивизма, чистые грани ромбокубооктаэдра, водружённого на мешанину линий стилобата.

Прозрачное стекло, за которым видны неоштукатуренные грязные газосиликатные стены, как символ всей модели страны – попытки навести лоск на неприглядную действительность. Чувствуется, что из ночной подсветки хотели сделать что-то вроде медиафасада, но из-за громадных ячеек всё это выглядит довольно уныло и примитивно. Так что лучше всего смотреть на библиотеку вечером в сильный туман. Ну вы поняли.

Слышал полуподтверждённую историю про то, что остекление должно было быть зеркальным, но оказалось, что оно тяжелее, чем рассчитывали, а то, что легче – прозрачное. Поэтому, мол, такое и установили. Как вариант, импортное зеркальное остекление могло не получить сертификаты пожарных испытаний МЧС РБ, потому пришлось ставить то, что есть. Возможен и вариант, что так действительно задумывалось, но в это я просто отказываюсь верить.

А вот другая история – чистая правда. Её на семинаре рассказал конструктор, участвовавший в проектировании библиотеки. По его словам, во время одной из инспекций, Лукашенко заметил, что в зале как-то слишком много колонн, мешают обзору, и спросил, нельзя ли убрать некоторые из них. Конструкторы подумали, почесали в затылке, и ответили положительно. Видимо, чесали хорошо, потому что здание пока стоит.

И третье – личное наблюдение. По необходимости и из интереса был внутри пару раз, даже оформлял читательский билет. Когда ходил по залу со стеллажами карточек в поиске нужной мне книги, наткнулся на огороженный лентой участок зала. Оказалось, сверху, из потолочных витражей выпало стекло. Желание находиться в том зале пропало сразу.

Ну а о том, сколько средств тратится на отопление и кондиционирование всего этого безумия, можно только догадываться.

Номинация «Лучшая пародия на Эйфелеву башню»

ЖК «У Троицкого»

Заказчик — Трайпл
Автор О. Ладкин

Дом Чижа – он как Эйфелева башня, только Дом Чижа. Не в том смысле, что он олицетворяет собой новаторство и достижения инженерной мысли, а в том, что это лучшее место для обзора Минска, поскольку только оттуда не видно сам дом.

Гора, раздавившая собой Троицкое, а если посмотреть от Дворца Спорта, то и половину Верхнего города. Нагромождение башенок, ротондочек, колонночек, эркерочков, забранное в бежевый (да пусть бы и в белый, как хотел автор, это ничего не меняет) вентфасад. Дивная эклектика, достойный памятник агрогламуру и колхоренессансу. Если 17 век подарил миру дивное беларусское (виленское) барокко, то рубеж 20-21 веков родил на свет понятие агроренессанса, уродца, который всё никак не хочет умереть.

В целом, ситуация аналогична Дана Моллу. Лучшим выходом было бы демонтировать здание, или хотя бы все этажи выше пятого-седьмого.

Кто бы мог подумать, но это здание видно с абсолютно неожиданных точек. Его можно рассмотреть даже от площади Бангалор (где-то в том районе погожим летним днём я однажды увидел верхушку здания). При этом автор проекта имеет наглость утверждать, что дом прекрасно вписывается в композицию и деликатно подходит к предместью такими же объёмами и высотой.

Вообще говоря, о профессионализме и душевном здоровье автора говорят его же слова из интервью для citydog.by

«Архитектор считает, что все разговоры вокруг его дома спровоцированы активным меньшинством.

– Просто все люди, которым этот дом нравится, живут и живут, не лезут в этот интернет, куда залезли несколько человек и пишут там. Думаю, в этом замешан и национальный вопрос. У нас есть максимум 11% людей, которые считают себя нацией, а остальных быдлом. И они не принимают все, что делается для города. Им чем хуже – тем лучше.»

О. Ладкин

На этой ноте я заканчиваю и перехожу к следующей номинации.

Номинация «Проект Саркофаг»

Дворец Республики

Белгоспроект, авторский коллектив архитектурного комплекса Октябрьской площади: М. Пирогов, В. Данилов, Л. Зданевич, Л. Москалевич, В. Новиков, Н. Турлюк, В. Усимов, А. Шабалин.

С одной стороны площади – парадная ампирная застройка 50х годов. С другой стороны – скромно стоящий (точнее, стоявший) в глубине и ничем непримечательный дом музея Великой Отечественной войны и великолепный неоклассический Дворец профсоюзов (1954 г., арх. В. Ершов). Позади – стоящий на спуске с холма к Свислочи Верхний город.

И что придумывает маститый коллектив? Правильно – вхреначить здоровую чёрную дуру примитивных гранёных форм, смахивающую на мавзолей Ататюрка и подобные ему сооружения. Спасибо хоть, что не затронули фундаменты костёла Фомы Аквинского, который всё ещё можно восстановить.

Лучше всего промах архитекторов виден как раз со стороны Свислочи. Дворец нависает над Верхним городом, будто прихлопывая его крышкой. И если здание, где разместился головной офис Велкома, благодаря остеклению довольно удачно и подыгрывает Дворцу, и остаётся незаметным и ненавязчивым старой застройке, то здание, которое должно будет появиться на месте музея, использует мотивы Дворца абсолютно неудачно и является кандидатом в номинанты топа худших в будущем.

И да, я понимаю, что проект был разработан ещё в 1980х годах, а строительство начато в 1985 и вскоре заморожено. Но ведь продолжили стройку в 1995, так ничего и не изменив в облике, хотя имели такую возможность.

Номинация «Игра в имитацию»

ТЦ «Немига, 3»

Автор неизвестен

В архитектуре существуют три варианта возведения зданий среди или на месте исторической застройки. Первый – создание фактически точной копии, по крайней мере внешне, с использованием максимально аутентичных материалов. Уместно, если надо воссоздать утраченную застройку или вписать в неё новое. Второй – использование модуля исторической застройки (размеры оконных и дверных проёмов, пропорции высоты/длины и т.д.), но с применением новых материалов. Пользуется популярностью при встраивании отдельных зданий в застройку. Третий – при утраченной застройке полный отказ от прошлого и полностью новый проект в отрыве от истории.

У нас обычно идут четвёртым путём – имитацией. Причём имитацией довольно похабной. Стены красят, лепят к месту и нет классические карнизики и портальчики, на углы вешают руст, сочетают трудносочетаемые мотивы, а, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что это именно стилизация – обязательно используют красную металлочерепицу и стеклянные витражи.

Всё это нашло воплощение в чудовище под названием ТЦ «Немига, 3». Ситуация напоминает многократное изнасилование. Над жертвой – исторической застройкой Немиги – впервые надругались в 70е. По проекту Мусинского построили монструзный дом-панель с ТЦ «На Немиге» в стилобатной части. Перед этим старинные дома снесли, а речку заковали в трубу и отправили под землю. Проект предусматривал возведение аналогичного комплекса на другой стороне улицы, где парой лет ранее уже воткнули здание Белпромпроекта и разорвали связь с Верхним городом, проложив Парковую магистраль, но не сложилось. Уцелевшим зданиям позволили доживать свой век без особого досмотра, в результате чего к 2000м годам они успели обветшать. Как любят у нас делать, их признали не представляющими ценности, аварийными и разрешили снести. Так произошло ещё одно надругательство, которое Немига уже не перенесла. А мы получили уродскую имитацию, вознесённую над улицей на два стеклянных этажа, которые должны были символизировать воды реки Немиги. Не знаю, в каком метамфитаминовом бреду авторы увидели этот образ, но спросить у них возможности нет, поскольку их имена мне неизвестны.

На фото выше — застройка улиц Немиги, Раковской, Революционной.

R.I.P., Немига, а мы идём дальше.

Номинация «Восток – дело тонкое»

Гостиница Buta

Автор неизвестен

Признаюсь честно, когда я впервые увидел фотографии этой гостиницы, я впал в ступор. У меня был только один вопрос: «Что это вообще такое?» Ещё больше вопросов вызвало месторасположение – между серой убогой глыбой МВД и мрачным по своему содержанию Пищаловским замком, в котором находится печально известный СИЗО.

Возвращаясь к зданию гостиницы – это некий восточноазиатский китч. Совершенно чужеродная архитектура для Беларуси посредственного вида. Внутри – тот же китч, только в золоте, хрустале и красных коврах.

Номинация «Символ стабильности»

Дворец Независимости

Минскпроект, авторский коллектив под руководством В. И. Архангельского (Е.В. Лыщенко-Якубовская, И.В. Яцыно, Ж.В. Ковалевская, А.С. Кобрусев, А.Е. Усова, Е.А. Шкред, приучастии К.А. Мовшука, Т.В. Евсеева, А.А. Ходякова)

Очередной дворец с очередными залами для приёма дорогих гостей и проведения высочайших мероприятий.

Оставим в стороне вопросы стоимости строительства и обслуживания этого монстра. Равно как и необходимость в возведении такого объекта за бюджетные деньги в условиях перманентного кризиса в экономике. Сосредоточимся на архитектуре.

А она здесь безыдейна и непримечательна. Архангельский утверждает, что здание выполнено в духе постмодернизма. Что ж, возможно доля правды в этом есть. Но облик здания абсолютно тривиален. Стеклянные плоскости, расчерченные колоннами с налепленным на них орнаментом, завершаются прямоугольными гигантскими карнизами. Над центральной частью карниз почему-то имеет пагодообразные очертания. К Востоку отсылает и общий гигантизм здания и прилегающих к нему открытых площадей. Забор по периметру, кстати, такой же великанский. На кой чёрт в здание Дворца Независимости Республики Беларусь понадобилось вплетать восточные мотивы – мне непонятно. Подчеркнуть вековую беларусско-китайскую дружбу, не иначе.

Примечательно, что проект разрабатывался на основе концептуального предложения мастерской Олега Воробьёва, того самого, кто запроектировал немало качественных зданий, некоторые из которых вошли в мой топ лучших зданий. Любопытно было бы взглянуть на этот концепт.

Как водится, под площадку отвели территорию, ранее бывшую рекреационной. Присовокупили к комплексу восхитительное здание БелЭкспо, а рядом воткнули гигантский флагшток. Любят у нас символы, и ничего страшного, если они нередко не отражают наличие того, что они символизируют.

Но мы тут про архитектуру, потому переходим к следующему номинанту.

Номинация «Постройте то, не знаю что»

Здание неизвестного назначения

Заказчик — «Элит Эстейт» (дочка Трайпла)
Авторы А. Гарновская, С. Чобан, С. Кузнецов

Написал «Здание неизвестного назначения», потому что так оно и есть. Изначально планировалась гостиница Кемпински, должны были открыть к чемпионату 2014, но стоит по сей день как незавершённое строительство, хоть и с полностью выполненной отделкой фасадов.

Вообще говоря, рассматривай я здание вне контекста, я бы поместил его в топ лучших. Безо всякого сомнения, достойная архитектура. Чёрт возьми, да с некоторых ракурсов оно вообще прекрасно! Однако без контекста архитектура не существует. Здесь же здание размещено на территории, указом выведенной из природоохранной территории (формулировка не совсем точная, но смысл правильный). Кроме того, оно разрушило ансамбль проспекта. Как музыка – это не только ноты, но и паузы между ними, так и архитектура – это не только здания, но и пространство вокруг них, видовые точки, парковые зоны.

И ещё нельзя не вспомнить о снесённом памятнике – здании первой электростанции Минска, неоготическом павильоне 1895 года постройки. Обещали здание перенести в целости. На деле вышло, что восстановить получится максимум один фасад, потом решили сделать макет, а в итоге забыли и про него.

Есть ещё один момент – непонятно, как выдержит нагрузку от здания, когда его введут в эксплуатацию, прилегающая уличная дорожная сеть, которая уже сегодня в часы пик стоит в заторах.

Поэтому впечатления такие же двойственные, как и от сталинской застройки проспекта. Само по себе выглядит красиво, но памятуя о контексте и об утраченном, восторгаться не выходит.

Номинация «Чёрный ящик»

Galleria Minsk

Заказчик — «Галерея Концепт»
Автор Угис Заберс (Латвия)

Ситуация аналогична бывшему отелю Кемпински. Достойная архитектура и кандидат в топ лучших. Мне нравятся эти фасадные панели почти чёрного и тёмно-бордового цветов. Нравится их подсветка. Архитекторы даже поиграли с витражами и сделали их похожими на остекление соседних зданий. В целом, решение стилобата мне симпатично. Однако ритм застройки проспекта задание убило напрочь. Те дома советского периода, что выглядели раньше значительными, сейчас кажутся карликами. Ощущение простора сменилось впечатлением, что тебя прижали к стенке Галереи, а с другой стороны несутся по проспекту машины. Недаром раньше проспект назывался Парковой магистралью — задумка у авторов была совершенно иной. И даже высотка авторства Школьникова эту задумку особо и не нарушила. Стеклянный, невесомый, иглообразный объём виден, но не довлеет. Иное дело — массивный чёрный стилобат.

Высотная же часть для такого стилобата смотрится наоборот слишком куцей. Разрушать – так уж до конца. Увеличили бы раза в полтора по высоте и в плане. Или наоборот, оставили бы только стилобатную часть.

Номинация «Замок, который мы заслужили»

ТРЦ «Корона-Замок»

Заказчик – Трайпл
Автор неизвестен

Признаюсь честно, долго думал, что поставить в заключение списка десяти, потому как кандидаты есть, а больше десятка номинаций делать не хотелось. Здесь вполне могли оказаться и торговые центры Европа, севшие по Сурганова между Бангалор и Коласа, и ЖК Лазурит за Минск-Ареной, и похабно торчащий, светящий на всю округу почему-то поросячье-розовым цветом неоклассический Дом Москвы в районе Сторожёвки, и даже огулом все эти ужасно безликие бесконечные лабиринты однотипных панелек спальных районов. Но решил остановиться всё же на Замке.

Перед нами опять игра в имитацию, только на этот раз безо всякой на то причины. На просторах проспекта Победителей, абсолютно не стеснённый ни соседними зданиями, ни историческими обременениями, вырастает гигантский комплекс, внутри которого есть даже каток, не говоря уже о гипермаркете, клубах, кинотеатре и прочем. И по некоей прихоти, заказчик решает провести некие параллели со средневековым замком. Сказано – сделано. В итоге мы имеем эклектичное нагромождение элементов, которые якобы должны отсылать нас к образу замка, с витражами, символизирующими сегодняшний день и подчёркивающими, что здание построено именно вчера, а не триста лет назад. Как будто у кого-то есть сомнения. Архитектура позавчерашнего дня, в которую должны были немного поиграть (и желательно только на бумаге) и оставить позади, но которая упорно цепляется за сегодняшний день.

Итак, на этом с худшими зданиями Минска всё. Как видно, даже среди худших не всё так плохо, как могло казаться поначалу. На очереди – десять лучших зданий.

При написании статьи были использованы фотографии из результатов поиска в интернете, сайтов tut.byonliner.by, kp.by, maxim-nm.livejournal.comnau-spb.livejournal.com.