Итак, наконец результаты конкурса дизайн-проектов Национальной экспозиции Республики Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в г. Дубае известны, победители объявлены, работы участников были представлены на XII Национальном фестивале архитектуры, а я могу поделиться нашим видением павильона и своими впечатлениями от конкурса в целом.

Конкурс проводился с 1 июля по 30 сентября 2017 года. Подведение итогов должно было состояться 13 октября (позже дату перенесли на 15е) в Белорусском союзе архитекторов с широким освещением в СМИ, выставкой работ, награждением призами и дипломами победителей и участников. К слову, за первое место полагался приз в BYN 28830.

Требования к конкурсным работам были сформулированы достаточно подробно и были доступны по адресу vyww.mas.gov.bv. Сейчас, конечно, страница не существует, но желающие могут изучить их по этой ссылке. Там в общей сложности более сотни страниц, в основном на английском, по общим требованиям ко всем участникам Всемирной выставки, где можно найти даже размеры надписей на павильоне или требования к таким аспектам, как параметры энергоэффективности. Документы на русском, касающиеся непосредственно конкурса, меньше по объёму, но тоже вполне чётко задавали требования к конкурсным работам.

Необходимо было подать планы, развёртки стен, проекции и 3D-изображения интерьеров и фасадов Национальной экспозиции, стилевой знак. Также необходимо было дать краткое описание, включая основное содержание идеи, цели, задачи, методы реализации дизайн-проекта. Единственное, что не было оговорено – способ подачи материалов. То ли надо было формировать планшет, как это делают обычно, то ли оформлять альбом, то ли вообще готовить презентацию. А от подачи во многом зависит и восприятие проекта в целом.

Критериями оценки были следующие:

  • «архитектурно-дизайнерское решение Национального павильона должно отражать национальную культуру Беларуси, ее колорит, самобытность, органично вписываться в концепцию Национальной экспозиции и соответствовать тематике ЭКСПО-2020»,
  • «исполнение проектных предложений, их соответствие условиям Конкурса, архитектурно-художественная оригинальность проектируемого объекта, выразительность и функциональность экспозиции, планировочного решения и интерьера, экономическая оптимальность реализации проекта, заложенная в его концепции»,
  • «Национальная экспозиция должна представлять собой визуально привлекательный, современный по технологическому решению, выполненный в едином стиле и соответствующий тематике выставки в целом и тематического павильона в частности, комплекс с плавными переходами между зонами».

Указывались также и набор зон и помещений.

Несколько слов о нашем проекте (все изображения кликабельны).

Работали над ним вчетвером, все – коллеги по работе.

Основная идея концепции, взятая нашей проектной группой, — использование принципов национальной архитектуры в современном прочтении.

main view

В условиях плотной застройки генерального плана Всемирной выставки было принято решение создать акцент на выразительном главном фасаде, хорошо воспринимаемом с променада. Главный фасад представляет собой изогнутую форму, сформированную из одинакового размера треугольных панелей из дерева и стекла на металлическом каркасе. Узор, образованный из панелей, является восьмиконечной звездой, которая используется в различных вариантах белорусских национальных орнаментов, символизирующих человека и богатство. Также такая форма фасада и выступ примыкающей к нему стены создают тень перед входом в течение большей части дня.

cam-ext-004

Боковые и задний фасады отделаны деревянной доской. Узкие окна, выходящие на эти фасады, закрыты деревянными жалюзи с узором из элементов, использовавшихся в ставнях жилых домов. Такие жалюзи одновременно закрывают от избыточной солнечной радиации и создают интересные световые эффекты в интерьере.

side view 02

Само расположение павильона обуславливает использование северной, теневой стороны, для открытой террасы ресторана и обзорных площадок с использованием большего по площади остекления в сравнении с южной стороной.

Павильон_ФХ солнце

В интерьерах широко применяются природные материалы в вариациях, отсылающих к национальной архитектуре. Отделка стен выполнена из деревянного гонта, использовавшегося в покрытиях кровель. Стойки информационных и сувенирных стендов выполнены из послойно прессованной глины, образующей естественный природный рисунок. Деревянные ограждения образуют волнообразную форму, вызывающую ассоциации с плетёными заборами. Вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, расположена зелёная стена, выполненная из нормализованного мха. Зелёный цвет олицетворяет богатую растительность Беларуси. При входе в павильон и в ограждении зала ресторана используется стена из воды, текущей по стеклу, символизируя большое количество озёр и рек нашей страны.

cam-int-001

На первом этаже расположены зона приветствия с информационной стойкой, магазин сувениров, выставочная экспозиция, отражающая роль Беларуси в мировом сообществе, ресторан национальной кухни с открытой террасой, цеха и кладовые, технические помещения, санузлы, лестницы и лифт.

Во входной зоне, где расположена первая выставочная зона, на полу размещено панно, которое отображает размещение страны на карте Европы. Карта выполнена из нормализованного мха и омывается водой, находящейся в замкнутом цикле, куда включены водяные стены в интерьере. Подпитывается система прошедшей очистку «серой» водой. Сверху конструкция закрыта панелями из закалённого стекла.

cam-int-002

На втором этаже расположены научно-техническая и инновационная выставочная экспозиция, конференц-зал, трансформируемый в сценическую площадку, гримёрная, кабинеты директора и персонала, обзорная площадка, санузлы.

На третьем этаже расположена выставочная экспозиция инновационных проектов.

Павильон_ФХ 1эт

Павильон_ФХ 2эт

Павильон_ФХ 3эт

side view 01

Павильон_ФХ развёртки

Павильон_ФХ фасады

В целом, концепция нашего проекта полностью соответствует общей концепции Всемирной выставки: максимальное использование экологичных природных материалов, безопасных в течение жизненного цикла и при утилизации, энергоэффективность павильона, повторное использование ресурсов, использование возобновляемых источников энергии, обеспечение доступности для всех людей, в том числе маломобильных, применение принципов естественной вентиляции для уменьшения потребления энергии на кондиционирование воздуха, использование решений по защите от солнечной радиации.

Павильон_ФХ схема

Естественная вентиляция осуществляется посредством организованного воздухообмена. Наружный воздух поступает внутрь павильона через отверстия, спрятанные под обшивкой северного фасада. Наружные стены сделаны двойными. Внутренняя часть со слоем утеплителя защищает здание от перегрева, внешняя часть имеет тонкий ветрозащитный слой, нагревающийся солнечными лучами. В результате, из-за разницы температур внутри павильона и в перегретой прослойке между внешней и внутренней частями стены, в последней создаётся пониженное давление и образуется тяга, высасывающая воздух из павильона. Для улучшения вентиляции верхнего уровня в кровле сделаны фонари с боковыми фрамугами, управляемыми дистанционно. На крыше фонарей размещены солнечные панели, вырабатывающие электроэнергию, которая может использоваться для питания вентиляторов, усиляющих воздухообмен, и других потребителей электроэнергии. Дополнительно, водяные стены увлажняют и охлаждают воздух в павильоне.

При выполнении концепции проекта использовалось ПО Autodesk Revit. Географические координаты, условия инсоляции для анализа и визуализации взяты для площадки Всемирной выставки в Дубае.

Павильон_ФХ гп

Разумеется, участвовали мы больше из интереса и желания поработать над нестандартной задачей, чем реально рассчитывая на победу. Участие в подобных конкурсах – уже сам по себе интересный вызов и ценный опыт. Работали в свободное время, вечерами или на выходных, а узнали о конкурсе, к сожалению, буквально за месяц до дедлайна.

И тройка призёров.

Третье место – 14 баллов — Литвинова А.А, Аникина М.И., Балка Е.А., Губаревич В.С., Лазарева Л.С., Нехайчик Д.Д., БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь.

20171110_151750

20171110_151726

20171110_151808

Неплохой проект, правда мне совершенно непонятно, при чём тут скандинавские руны к нам, и как-то слишком разношёрстным выглядит нагромождение элементов на фасадах.

Второе место – 16 баллов — Шамановский И.Г., БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь.

20171110_151628

20171110_151659

Тоже довольно симпатичный проект, автор даже предложил несколько вариантов отделки фасадов. Все слайды я не снял, равно как и работы других участников, отмечу только лишь, что в целом большинство проектов представляли собой интересные концепции, достойные внимания.

Первое место – целых 37 баллов —  Якушев Е.В., Тарасова И.С., Дементьев Д.А., Брендинговое агентство ЦЭТИС г. Москва, Российская Федерация.

20171110_151607

И вот – победители. Их я отснял подробнее, потому что этот проект просто сногсшибательный. К сожалению, в плохом смысле. Чтобы вы не думали, что я предвзято отношусь, подобное мнение высказывали все, кто видел это и с кем мне удалось пообщаться. К тому же, как я писал выше, среди участников хватало толковых проектов.

20171110_151330

20171110_151412

20171110_151432

20171110_151352

20171110_151445

20171110_151521

20171110_151507

20171110_151550

20171110_151533

Я просто напоминаю, что целью конкурса была разработка архитектурного решения павильона. И именно с отображением национальной культуры Беларуси, её колорита, истории и прочая.

Как в этом случае мог победить проект, представляющий собой нарисованные в лучшем случае в кореле схемки планов в клеточку, с надёрганными из интернета коллажами картинок кафе, 3D-кинотеатров, световых проекций на стены и прочей чепухи, абсолютно без архитектурного решения самого павильона, зато с нарисованными визиткой и сумкой? Что из этого, кроме набора слов, было собственно придумано самим брендинговым агенством конкретно к этому конкурсу? Кстати, зайдите к ним на сайт, не пожалеете, евпочя.

Наконец, как вот это всё связано с историей, культурой и прочим Беларуси? Уберите отсюда надписи Беларусь (а в большинстве случаев они даже название написали неправильно – Белоруссия), и эту с позволения сказать концепцию можно вообще с равным успехом приложить к любой стране. Точнее, с не-успехом, потому что ну кто такое взял бы.

И вот же какое дело, члены жюри – сплошь заслуженные деятели искусства, уважаемые мной деятели архитектуры, у некоторых из которых учился, а кто-то был в комиссии на защите моего диплома. И выбрали же такую, кхм, концепцию.

Такое чувство, что нас надурили. Что, как минимум, заявленные цели конкурса абсолютно не совпадали с требуемыми. Потому что получается, что заявляли разработку архитектурного облика павильона, а наполнение экспонатами должно было быть позже, а вышло, что требовалась кампания-продвижение, а павильон как-нибудь кем-нибудь потом придумают.

И ещё пару ложек дёгтя – об организации.

Первоначально итоги должны были подвести 13 октября. Потом перенесли на 15 октября, воскресенье. Начиная с 16 числа, я периодически стал названивать по двум телефонам ответственных за проведение конкурса лиц. Ни по одному не снимали трубку, равно как по номеру пресс-секретаря МАиС. Неужели сложно было организовать банальную рассылку по электронной почте 30 участникам конкурса? Ведь и почта, и номера телефонов указывались в заявках. Или, если конверты не вскрывали до подведения итогов, просто написать 16 октября заметку на сайте МАиС, что заседание комиссии переносится?

Далее, новость о победителях таки появилась на сайте МАиС. 25 октября. Причём выставку работ совместили с XII Национальном фестивалем архитектуры, который работал три дня, а для широкой публики был открыт всего два дня – 10 и 11 ноября. Там поставили большой дисплей с тач-скрином, где можно было полистать работы участников. Новость об этом мы опять-таки совершенно случайно увидели утром 10го. Иначе так и находились бы до сих пор в неведении, потому что заявленного широкого освещения в СМИ также не было. Равно как и грамот об участии в конкурсе.

Такие дела.