Битва за Осмоловку началась как минимум в 2007 году, когда району предложили присвоить статус комплексной историко-культурной ценности. Это предложение было отклонено. Отклонили и заявки 2008-2012 годов. По разным причинам, одна из которых – ценность территории как инвестиционной площадки. Инвестиции – это дело святое, ради них у нас уже много чего снесли.

В 2011 году на архитектурном фестивале был представлен эскиз застройки Осмоловки в стиле «хай-так».

К счастью, тогда на этапе эскиза всё и закончилось, а судьба района повисла в воздухе до этой среды, когда было опубликовано сообщение об общественном обсуждении проекта детального планирования. И вот это уже серьёзно.

 

Давайте смотреть, что нам предлагают.

Полноразмерное изображение доступно тут.

Главное — Осмоловка сносится вся целиком. В пояснительной записке к ПДП существующая застройка именуется не иначе как «малоэтажная, малоценная, морально и физически устаревшая типовая застройка», а потому разрешённая к сносу. На этот счёт имеются возражения.

Малоэтажная? Да. В этом отношении её существование здесь не очень вписывается в Генеральный план Минска, по которому она входит в зону, подразумевающую «максимальную интенсивность освоения».

Малоценная? Морально устаревшая? Типовая? С этим согласиться не могу. Осмоловка была запроектирована Михаилом Осмоловским и построена в 1940х-нач.1950х гг. для партийной номенклатуры, высокопоставленных чиновников, артистов. Это – первый послевоенный спальный район Минска, спроектированный в цельной ансамблевой застройке, самодостаточный, с необходимой инфраструктурой. Можно сказать, что на примере Осмоловки и далее Тракторозаводского посёлка, который пока что также собираются частично сносить и уплотнять, можно проследить развитие послевоенной советской архитектуры и переход её к парадной застройке улиц 50х годов. Вот в этой цепи Осмоловку никак нельзя назвать малоценной. Она – живой экспонат эпохи.

О физическом устаревании нечего и говорить. Поддерживать нормальное состояние вполне можно и капитальными ремонтами, которые уже лет 30 как не проводились. Почему? Потому, что район изначально рассматривался как потенциальную площадку под снос. Такой вот замкнутый круг.

Получи Осмоловка статус историко-культурной ценности – все требования об использовании территории отпали бы, а проект реконструкции был совсем иным, но об этом ниже.

В пояснительной записке к проекту приводятся различные цифры градоэкономических показателей. Для себя я выделил несколько параметров:

— численность населения вырастет с 1,8 до 3,4 тысячи (в 1,8 раза),

— численность работающих – с 0,5 до 1,7 тысячи (в 3,4 раза),

— общая площадь жилой застройки увеличится с 34,4 до 91,0 тысячи квадратов (в 2,65 раза),

— общая площадь общественной застройки – с 12,4 до 34,6 (в 2,79 раза),

потребление воды, тепла, электричества вырастет в 2,5-3 раза,

будет организовано 757 машиномест на стоянках, из которых 663 – в подземных гаражах-стоянках.

Что это значит?

Вместо низкоплотной застройки, мимо которой в основном едут транзитом, садят высокоплотную застройку, являющуюся одновременно и генератором трафика (жильцы), и местом его притяжения (общественные пространства, предприятия по обслуживанию населения). Как это скажется на транспортной загруженности района?

Увеличение потребления ресурсов в 2,5-3 раза повлечёт за собой реконструкцию существующих сетей или замену их на новые. В условиях центра города, когда раскапывать улицу нельзя, а нужно выполнять проколы под ней, это может стать чрезвычайно затратным делом. Учтён ли этот момент, и на чьи плечи – застройщика или города – взвалят эти работы?

Каждую квартиру необходимо обеспечить одним машиноместом, в таких стеснённых условиях единственный выход – подземный паркинг. В данном случае, на 663 места. И вновь – это очень дорогостоящее решение, в основном из-за систем пожаротушения и дымоудаления.

Кроме того, существующую застройку ведь необходимо снести, а жильцов переселить. 1800 человек – это около 500-600 квартир.

Потому встаёт логичный вопрос – а найдётся ли вообще инвестор на такой золотой проект? Есть надежда, что строительство окажется попросту невыгодным. Правда, в таком случае, судьба Осмоловки вновь повиснет в воздухе, а дома будут неизбежно ветшать, поскольку капитальный ремонт в зданиях, которые могут пойти под снос, проводить никто не будет.

Ещё один интересный моментпланируется расширить ул. Богдановича. Но ведь Генеральным планом подразумевается снижение транспортной нагрузки на центр города, вплоть до того, что Немига должна перестать быть транзитной улицей. Вот и председатель БАЭС Юрий Важник в этом же ключе недавно предложил сделать Немигу вовсе пешеходной с полосой для общественного транспорта. На мой взгляд, спорное решение, но тем не менее. И в то же время, план детального планирования предлагает расширение Богдановича.

Кстати, обратите внимание на перекрёсток Богдановича-Киселёва на представленном выше плане — улица попросту налезает на здание, обозначенное как историко-культурная ценность. Речь о симпатичном доме в стиле модерн по Киселёва, 24. Полный нонсенс.

Пожалуй, единственное удачное решение в данном проекте детального планирования трансформация улицы Чичерина в пешеходную. Если помните, на круглом столе по поводу судьбы Осмоловки звучало предложение о создании пешеходной зоны и организации неких арт-пространств. Возможно, авторы проекта думали о чём-то подобном.

И, раз мы обратились к панорамам, взгляните на этот ракурс. Здание слева – историко-культурная ценность, сохраняется. Здание справа – не историко-культурная ценность, сносится ради расширения Богдановича и нового пятиэтажного здания с мансардным этажом. А за зданием слева вырастет новое 12-этажное жилое здание, которое, как и вся новая застройка, должно «сохранять композиционные, архитектурные приёмы, характерные для «классической» архитектуры 40-50х гг. XX столетия».

Из той же пояснительной записки приведу следующую цитату:

 «1.2.5. Архитектурные требования
В связи с важным композиционным и экспозиционным значением общественно-жилых комплексов, дополняющих и формирующих застройку заречной части городского ядра (в том числе застройку оси первого порядка — ул.Богдановича), к их архитектурному объемно-пространственному облику предъявляются повышенные требования. Необходимым условием является сохранение контекста — композиционных планировочных и архитектурных приемов, характерных для «классической» архитектуры 40-50х годов XX столетия (этажность, «фиксация» угловых планировочных элементов, насыщенность системы членений и т.д.), то есть – сохранение масштаба и характера исторически сложившейся планировки и застройки.»

Но ведь сложившиеся планировка и застройка – это и есть та самая двухэтажная застройка с внутренними двориками, которую предлагают заменить новыми 6-этажными жилыми домами, выстроенными в линию вдоль улиц с торговым пассажем, прорезающим всё внутреннее пространство насквозь, что как раз не характерно «для «классической» архитектуры 40-50х годов XX столетия».

Ещё одна цитата:

«1.5. Транспортное обслуживание территории

Проектные предложения по реорганизации уличной сети в реконструируемых кварталах застройки направлены на создание благоприятных условий её функционирования в условиях максимального сохранения исторически сложившейся её структуры и опираются на принятые стратегические решения по совершенствованию организации движения и снижению транспортной нагрузки в центральной части г. Минска, а именно:

1. Перераспределение транзитных транспортных потоков на кольцевые магистрали города.

2. Снижения целевых потоков транспорта в центр. Для решения поставленной задачи необходимо проводить мероприятия, направленные на стимулирование поездок в центр с использованием массового пассажирского транспорта и проведение чёткой парковочной политики в условиях жёстко ограниченных планировочных возможностей центра.»

О каком перераспределении и снижении потоков в центр идёт речь, если проектом предусматривается расширение Богдановича?

И вот комментарий Игоря Чернявского, который разместил у себя в фейсбуке Денис Кобрусев и который вообще ставит под вопрос законность разработки ПДП как такого на сегодняшний день:

«Паводле заканадаўства да часу прыняцця станоўчага або адмоўнага рашэння Навукова-метадычнай рады адносна надання статусу гісторыка-культурнай каштоўнасці г.зв. Асмалоўка лічыцца гісторыка-культурнай каштоўнасцю без катэгорыі. На пасяджэнні прапанова не была адхілена, яе рэкамендавана дапрацаваць дзеля разгляду паўторна, што сказана ў лісце Мінкультуры лістапада 2016 г. Любыя дзеянні ў адносінах да гэтых двух кварталаў не ў адпаведнасці з заканадаўствам аб ахове спадчыны незаконныя».

Вообще говоря, общая проблема всех подобных проектов в том, что у нас во главу угла ставятся интересы не людей, живущих в городе, не самого города, а инвестора. Отношения между тремя сторонами должны быть равновесными. Каждая сторона преследует свой интерес, который может идти вразрез с интересами других. Появившаяся практика общественных обсуждений полезна и правильна, но сама по себе проблемы не решает. Хорошая статья на тему того, как следует проектировать новые районы или реконструировать существующие на примере европейской практики проектирования, была опубликована в журнале «Архитектура и строительство», а в интернете доступна тут.

В самом простом приближении, смысл в том, что нужно работать с местными жителями, уже на самом начальном этапе, когда проект детального планирования района ещё только начинает разрабатываться. Тогда буквально каждый может прийти и в группе, где есть и такие же жители, как он, и специалисты-градостроители, начать создавать тот проект, который устроит в конечном итоге всех. Такие рабочие встречи ведутся регулярно, с каждой итерацией всё детальнее прорабатывая проект. Да, это может быть сложно и непривычно для всех, но именно такой подход даёт наилучший результат.

 

Что касается моего видения того, что может быть сделано с Осмоловкой. Как архитектор, я не могу выступать адвокатом тех жителей района, которые вообще не хотят никаких изменений, кроме капитального ремонта. Я вижу ценность этой территории для города. Но, вместе с тем, я понимаю, что облик района необходимо сохранить. Значит – никакого сноса. Мне бы хотелось видеть там не только жильё, тем более что какая-то часть людей не будет против переехать. Как вариант, можно было бы действительно сделать Чичерина пешеходной, дома на ней и, возможно, даже весь квартал между Чичерина и Богдановича передать под художественные галереи, выставочные площадки, небольшие кофейни и тому подобное. Возможно — добавить кое-где небольшие одноэтажные вставки между домами или кирпичные будки в духе той, в которой раньше был ремонт обуви.

Или первые этажи отдать под помещения общественного назначения, а жильё оставить на втором этаже.

Второй квартал можоно полностью оставить жилым. В обоих кварталах восстановить малые архитектурные формы, элементы благоустройства, добавить пешеходные дорожки, фонари, озеленение, в том виде, в котором оно могло быть и было во время возведения района. Дома, естественно, отреставрировать. В перспективе – создать единую прогулочную рекреационную зону от Верхнего города до территории завода Горизонт, где, вполне возможно, могли бы продолжать развиваться различные общественные пространства вплоть до того, что от самого завода остались бы только корпуса. Этот вариант мне представляется наиболее логичным, эволюционным и имеющим больший потенциал, чем очередное следование лозунгу «мы старый мир разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим».

Потому что главная проблема радикального подхода в архитектуре – а будет ли новое иметь большую ценность чем то, что оно собой заменило?


UPD: И вот буквально только что появилась информация про Вадима Тачкина, директора консультационной компании «Вива Капитал», которая несколько лет назад разработала для иностранного инвестора проект застройки территории Осмоловки малоквартирными домами премиум-класса. И который, судя по всему, лёг в основу представленного ПДП. Текст в статье прекрасный, конечно: https://realt.by/news/article/19783/

В интернете вчера появилась петиция, собравшая за одни только сутки более 2000 подписей. Текст я, может быть, подредактировал бы, но в целом идея правильная. Подписаться можно тут.

Само общественное обсуждение состоится в период с 23.06.2017 по 17.07.2017 в администрации Центрального района Минска по адресу ул. Мельникайте, 6.

Презентация материалов проекта состоится 26.06.2017 в 18.30, там же. Приходите.